В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции Российская Федерация в марте 2020 года полностью приостановила международное авиасообщение и, как следствие, полностью прекращена продажа зарубежных туров.
Огромное количество россиян оказались в ситуации, когда тур или авиабилеты у них на руках, однако, воспользоваться ими нельзя.
Так, одним из самых актуальных вопросов сейчас является вопрос возврата денег за туристическую путевку.
Существует два варианта возврата оплаты за туристический продукт:
В данном случае на в помощь приходит ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности», согласно которой:
при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, угрожающих безопасности туристов, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Информация, о странах, в которых существует угроза безопасности туристам из РФ, опубликована на официальном сайте Ростуризма.
В таком случае денежные средства возвращаются в полном объеме.
Для возврата денежных средств вам необходимо написать заявление в свободной форме, с указание ваших данных, сведений о туре и приложить к нему реквизиты вашего банковского счета.
Данное заявление необходимо направить почтой в адрес туроператора, отвечающего за ваш тур.
Если в течение 10 календарных дней с момента получения вашего заявления туроператор так и не вернул деньги, то остается только один выход – решение вопроса в судебном порядке, что позволит вам взыскать не только стоимость тура, но и моральный вред со штрафными санкциями.
Распоряжением Правительства РФ № 909-р от 07 апреля 2020 года Ростуризму выделены денежные средства в размере 3,5 млрд рублей для предоставления туроператорам субсидий в целях покрытия расходов по возврату денег за отмененные туры.
Туристическая путевка по своей природе является услугой, а, следовательно, на правоотношения между туристом и туроператором распространяет свое действие Закон РФ «О защите прав потребителей».
В силу ст. 32 данного закона, потребитель (в данном случае турист) вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Таким образом, турист может отказаться от тура, однако, должен будет компенсировать туроператору все понесенные им на момент отказа расходы, к которым можно отнести: комиссии турагентству, оплата невозвратных авиабилетов и т.д.
У каждого туроператора объем данных расходов индивидуален, а в ряде случаев и вовсе прописан в договоре.
Порядок составления и направления заявления на возврат денежных средств такой же, как и в первом случае.
Если туроператор отказывается добровольно разрешить данный вопрос, то вы также вправе обратиться в суд и потребовать взыскать стоимость тура со всеми сопутствующими штрафными санкциями.
Аналогичные нормы распространяются также и на сервисы бронирования, такие как Booking, Airbnb и т.д. Отличие заключается в том, что взаимодействовать вы будете с администрацией сервиса.
Информация в данной статье носит общий характер и будет обновляться с учетом принятия новых нормативных актов по данному вопросу. В каждом конкретном случае необходимо тщательно изучать договор, особенно условия его расторжения.