Не так давно, ко мне юридической помощью обратился человек со следующей проблемой: будучи сотрудником МЧС, клиент и его семья состояли на очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий путем получения единовременной выплаты на приобретение жилья.
Такая возможность предусмотрена ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменениий в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в силу которой сотрудник, отслуживший не менне 10 лет в учреждениях и органах исполнительной власти, имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Основания осуществления выплаты, порядок постановки на учет в качестве нуждающегося, порядок расчета суммы выплаты и основания снятия с учета в качетсве нуждающегося прописаны в Постановлении Правительства РФ от 24.04.2013 № 369.
Мой клиент и члены его семьи состояли на учете и ожидали получения выплаты с 2014 года, однако, осенью 2017 года они неожиданно получают решение комисии ГУ МЧС РФ по Вологодской области о снятии с учета в качестве нуждающегося.
Принимая такое решение, Комиссия ссылалась на то, что супруга моего клиента в летом 2017 года продала долю в жилом доме и тем самым якобы намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью получения выплаты от государства в большем размере. Комиссия руководствовалась исключительно тем, что действующее Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 приравнивает любую сделку по продаже недвижимости к намеренным действиям лица по обману государства, закрепляя тем самым «презумпцию виновности» служащих, обжидающих получения выплаты.
Данное решение комиссии мы обжаловали в Вологодский городской суд, где, если не вдаваться в юридические тонкости, мне удалось доказать отсутствие умысла в действиях супруги моего клиента и, как следствие, отсутствие намерения получить субсидию в большем размере.
Ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в Вологодский областной суд, однако, и тут он потерпел неудачу. Таким образом, оба суда восстановили моего доверителя и членов его семьи в очереди на получение субсидии и признали незаконным обжалуемое решение Комиссии.
Смело можно сказать, что решение Вологодского городского суда является показательным, поскольку защитить нарушенные права целой семьи удалось исключительно в рамках судебного процесса.