Соблюдение претензионного порядка урегулирования споров является обязательным практически для всех категорий дел, а в тех категориях, где обязательность направление претензии законом не предусмотрена, например, в спорах о взыскании ущерба с физического лица, направление досудебной претензии не будет лишним и вот почему:
1. Направление досудебной претензии, как уже говорилось выше, является обязательным условием для подачи в суд искового заявления. Так судья определяет, что все возможности для мирного разрешения спора сторонами исчерпаны.
2. Направленная вами досудебная претензии должнику может повлиять на ход переговоров и даже склонить недобросовестного контрагента к добровольному удовлетворению ваших законных требований во избежание судебного разбирательства. Для малого и среднего бизнеса судебное разбирательство зачастую является огромным стрессом, к тому же никто не хочет нести дополнительные издержки в виде судебных расходов.
3. Досудебную претензию вполне реально составить самостоятельно, главное указать в ней ссылку на заключенный договор, на обязательства, которые были нарушены. Требования должны быть обоснованными и конкретными, например, если вам не доплатили за поставку товара, то укажите точную сумму задолженности и неустойки, если таковая предусмотрена договором.
4. В случае, если вы работали без заключения договора, или не уверены в своих силах по составлению мотивированной претензии, рекомендуем обратиться к юристу, специализирующемся на судебных спорах. Такой специалист сразу увидит слабые места сложившейся ситуации, будет знать, на чем акцентировать внимание в претензии и сможет найти оптимальное для вас решение.
5. При заключении договора обратите внимание на раздел «разрешение споров», в нем вы сможете подробно прописать досудебный порядок: содержание, сроки и порядок направления досудебной претензия. Если в договоре такой раздел отсутствует, настоятельно рекомендую его включить.